Понятие «менторинг» вроде бы и новое, но на самом деле это наставничество. Поэтому всем знакомо это понятие с самого раннего детства, поскольку наставники нас окружали везде. Менторинг и менторство были всегда, только назывались они всегда по-разному.
Содержание
Что такое менторинг
Сейчас многие проходят тренинги личностного роста с коучем, это тоже своего рода наставничество. И оно полезное. Можно, конечно, по книгам освоить весь материал. Но у вас ведь не возникает желания учиться по книгам кататься на коньках, или играть в теннис. Вы берете тренера.
Так и в вопросах личностного и духовного роста лучше всего пользоваться услугами людей, которые являются экспертами в этом деле. Да, и английский язык лучше изучать с преподавателем, чем самостоятельно.
И самое важное, что, пройдя путь с ментором (наставником) можно быстрее научиться тому, что он вам дает и быстрее получить результаты. Будет очень существенная экономия времени. А в наше время самым ценным ресурсом является время.
Почему необходим ментор и какое менторство сейчас существует?
Ментором (mentor) может быть ваш начальник на работе, в какой-то мере и до определенного периода менторами для нас являются родители, наши учителя в школе и на дополнительных занятиях. Кто учится постоянно чему-то новому всегда окружен разными менторами.
Менторство может быть:
- Индивидуальным (один на один, это ментор и протеже)
- Обратным, когда младшие сотрудники дают обратную связь менторам
- Разовым, когда одномоментно и разово происходит консультация по важному вопросу
- Быстрым, по запросу менторов берут группу людей и обучают новому «дефицитному» навыку без отрыва от самого процесса производства или продаж
- «На равных», две группы общаются и делятся своим опытом, чтобы повысить итоговые результаты в своей области
- Групповым (группа от 5-10-12 человек и коуч)
- Коллективным (там может быть количество участников не ограничено, так же, как и менторов)
Менторинг в компании, где вы работаете крайне важен для вашего как личностного роста, так и профессионального. Более опытные и старшие коллеги делятся опытом, своими наработками, они консультируют и эмоционально поддерживают более «молодых» сотрудников.
Менторинг является основным из факторов, благодаря которому сотрудник растет, и это его удерживает на этом рабочем месте, особенно если менторы являются очень хорошими наставниками и позволяют расти материальному благополучию самого сотрудника.
Благодаря очень хорошему обучению в самой компании, где я работала и занималась продвижением фармацевтических препаратов, я получила очень большой багаж знаний. Весь руководящий состав компании вел постоянный мониторинг знаний и осуществлял обучение не только своими силами, но и нанимал компании, чтобы поднять уровень подготовки своих сотрудников.
Причем это не был метод «устрашения» и штрафов, это было очень хорошее наставничество, которое позволяло в разы повысить свой уровень знаний и практических навыков.
Результатом всегда были выполненные планы продаж и до сих пор происходит общение с теми клиентами, с кем давно уже не работаем. И это тоже хороший результат правильно организованного процесса менторинга.
Какая польза ментору и протеже от менторинга
Ментор (mentor) поможет переосмыслить свой профессиональный опыт, сгруппировать важные знания, одновременно провести и свой аудит знаний по каким-то конкретным темам, обязательно и свой кругозор расширить в силу того, что он сам занимается по этой теме и получает более глубокие знания. Тем самым он повышает свою экспертность в каких-то важных вопросах, а это все положительным образом влияет и на личный бренд.
Протеже тоже получает гораздо быстрее наработанный опыт от ментора, что позволяет минимизировать ошибки и негативные моменты особенно при адаптации новых сотрудников, но и старые сотрудники тоже повышают свой KPI и повышают свою деловую репутацию.
Менторинг позволяет повысить протеже свои профессиональные результаты за более короткий период времени, если это обучение проводит ментор.
Итак, из вышенаписанного становится понятно, что:
Менторство – это наставничество вместе с консультированием, коучингом и психологической поддержкой.
Как осуществляется менторство, по какой схеме?
- Протеже обращается к ментору с вопросами
- Ментор оценивает свои возможности, готовит материал и оценивает сроки обучения
- Обучение ментором своего протеже
- Оценка результатов сразу после обучения
- Оценка результатов через 3-6 месяцев после обучения
Функции, которые возложены на ментора в процессе обучения:
- Оценить потенциал и знания протеже
- Дает теорию процесса
- Показывает сам как необходимо делать и объясняет тонкие моменты процесса
- Помогает поставить цели, оценить их, понять путь достижения и установить сроки исполнения
- Становится психологическим мотиватором процесса, если это необходимо
- Помогает преодолевать страхи, нерешительность и ошибки
- Помогает протеже практически выполнить процесс на первых этапах, иногда дает свои деловые контакты
- Сопровождает протеже на пути к целям
- Дает оценку результатов и помогает сделать выводы
- Помогает протеже дойти до цели
Поэтому в процессе обучения ментору приходится быть для своего протеже: психологическим консультантом, наставником, мотиватором, терпеливым учителем, тренером. коучем и экспертом в своем деле. Функций, как видите, много приходится совмещать ментору в процессе менторинга.
В чем сходство и различия менторинга и коучинга?
И менторинг, и коучинг имеют конечный итог научить своего подопечного достигать свои цели. Но вот методы достижения цели разные. Коуч, как правило, разъясняет как правильно раскрыть свой потенциал, определить какие скрытые таланты есть у подопечного, все это помогает обучаемому найти свой собственный путь к достижению своих целей.
А вот менторинг, коренным образом отличается от коучинга тем, что в этом случае ментор на собственном примере ведет своего подопечного к цели. Подопечный и ментор действуют в одном ключе и ментор, благодаря своему опыту быстрее помогает прийти своему подопечному к цели, идя с ним рядом «шаг в шаг».
И менторинг, и коучинг помогают человеку коренным образом поменять свою жизнь, получить новые навыки, которые и ведут его к цели и осуществляют личностный рост.
История названия «ментор»
Слово «ментор» обозначает, что человек является профессионалом в своей области. А пришло оно из греческой мифологии. Одиссей ушел в поход на Трою и оставил вместо себя своего друга Ментора, чтобы тот управлял хозяйством и помогал его жене, воспитывал сына его Телемаха.
Есть даже в русском языке выражение «говорить менторским тоном», то есть назидательным.
Ментор должен привести своего протеже от неосознанной некомпетентности к осознанной компетентности. Задача ментора повысить как осознанность, так и компетентность.
Как стать ментором?
Многие считают, что ментором можно стать, получив образование. Но это большое заблуждение. Ментор должен обладать хорошими навыками и иметь профессиональную подготовку в той области, в которой он является признанным экспертом. Но при этом ментор должен всегда повышать свою компетентность, чтобы помогать своему протеже.
Став ментором, вы можете сами себе обеспечить не только профессиональный, но и личностный рост. А значит, и вырастить свой личный бренд.
Ментор – это высокооплачиваемая профессия. Наставник всегда помогает на предприятии в деле повышения рентабельности в целом, и получения дополнительной прибыли. Потому так высоко и ценятся сами менторы.
Многие успешные люди пользуются услугами менторов:
- Лариса Долина помогает Александру Панайотову
- Алла Пугачева вывела целую плеяду новых имен благодаря своему менторскому проекту «Рождественские встречи»
- Аристотель был наставником у Александра Великого
- А вот у Моцарта и Бетховена наставником был Гайдн
Сейчас очень развито менторство. В Европе, например, более 75% компаний предлагают своим сотрудникам такого типа обучение/наставничество. При этом и более 75% сотрудников не попадают под сокращение, потому что они представляют для компании ценность вследствие того, что им помогали менторы.
Более 60% сотрудников интересуются при поступлении на новое место работы, есть ли там менторство. И те, кому помогал ментор, получают на 30% больше зарплату после обучения. Так как растет их профессионализм.
Однако стоит отметить, что ментор должен иметь и авторитет в коллективе, или в компании. Отзывы о его методах обучения должны быть отражены в отзывах, или среди сотрудников как «сарафанное радио». Высокий авторитет помогает не только повысить профессионализм у протеже, но и лучше адаптироваться к новым условиям после обучения у ментора.
Доверие между ментором и протеже – это высокий шанс протеже быстрее прийти к целям и стать самому экспертом в своем деле, а может в дальнейшем, и ментором.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.