Еще 10 лет назад мало кто обращался к лидерам мнения, чтобы приобрести что-то для себя. Мы верили безоговорочно рекламе и покупали, считая, что обмана не может быть. Сейчас все чаще мы смотрим на отзывы клиентов, покупающих какой-то интересующий нас товар и доверяемся их мнению. Кто же такие лидеры мнений или инфлюенсеры… статья вот об этом!
Содержание
Инфлюенсер лидер мнения и агент влияния
По работе я часто сталкивалась с тем, что необходимо было мнение ведущих специалистов-врачей и их опыт применения, если это касалось лекарственных препаратов или БАДов. Они издавали свои методические рекомендации и участвовали в дискуссиях и лекциях, чтобы рассказать об этом опыте.
Конечный итог любого бизнеса — это получение прибыли. Но вот получить ее без какого-либо «продвижения» быстро практически невозможно. Можно годами заниматься продажами вроде и качественного продукта, и получать медленно свою прибыль. А можно воспользоваться помощью «со стороны» и получить прибыль гораздо быстрее.
Это помогают сделать с помощью социальных сетей лидеры мнений или инфлюенсеры. У инфлюенсера обширная и лояльная аудитория в своих соцсетях, и они доверяют его мнению.
Впервые об инфлюенсере было написано в 1957 году в книге «Личное влияние» авторами Элиху Кацем и Паулем Феликсом Лазарсфельдом.
Появление микроблогов с небольшой аудиторией в Instagram, Facebook, Telegram, VK, OK и др. привело к тому, что даже при совсем небольшой аудитории появляется доверие и лояльность не вследствие публичности блогеров, а потому что хорошо был написан контент, грамотно и интересно.
Инфлюенсеров часто используют маркетинговые компании, чтобы привлечь клиентов для своего товара. Согласитесь, что если косметику будет рекламировать известная и публичная личность, то шансов, что данный продукт «зайдет» в массы значительно повышается, даже при том, что на рынке будут продукты лучше и дешевле.
Или другой пример: Сталик Ханкишевич в процессе готовки своего изумительного плова невзначай скажет какой у него замечательный казан определенного брэнда.
Будьте уверены, что казаны данного производителя сметут в магазинах любители плова.
Вопрос доверия, или почему экспертов мнения заменили инфлюенсеры
По данным Mediascope 58% жителей России узнают новости из Интернета. Мы выбираем ресторан, книги, театры, гостиницы на основе отзывов и рейтингов в сети, а не полагаемся на мнение критиков из журнальных статей. Экономия времени у нас именно от этого.
Почитали в смартфоне за обедом что-то нужное для себя и быстрее принимаем решение о покупке этой вещи для себя. Однако, и здесь может закрасться ошибочное мнение, особенно если инфлюенсер не имеет знаний эксперта в этой теме. Часто их называют «самозванные эксперты».
«На этом фоне доверие к экспертам снижается. Так, по данным ВЦИОМ, число россиян, не доверяющих ученым, в 2020 году выросло с 8% до 16% по сравнению с 2010 годом. А в докладе Edelman Trust Barometer Россия оказалась последней среди 26 исследуемых стран по уровню доверия граждан к медиа, государству, бизнесу и НКО.» (источник)
Интернет, конечно, может сейчас дать ответ практически на любой вопрос, но вот правильный ли этот ответ. Есть интересная книга Аси Казанцевой по этому поводу: «В интернете кто-то неправ».
И за всем этим стоит вопрос доверия мнению эксперта. Люди, даже если не знают и не знакомы с экспертом, стараются искать «себе подобных» или подходящих людей и полагаются в каких-то вещах на их мнение. Социальные сети подстраиваются под аудиторию, там много нет того, что мы не хотели бы видеть. Вы видите именно ту картину, которая более-менее согласуется с вашей картиной мира. Происходит «насильное» искажение — и вы постоянно получаете подтверждение своих взглядов».
Дело в том, что в интернете не всегда говорят правду, потому что там другая цель, там цель — не столько донести объективную информацию, сколько охватить как можно больше пользователей, которые еще и лояльно отнесутся к этой информации.
Нам всегда нужно помнить какую цель преследуем мы! Если хотим научиться плавать, то учиться вы пойдете к тренеру по плаванью, а учить иностранный язык к учителю и носителю языка, а не просто к хорошим людям.
Инфлюенс-маркетинг
Компании часто используют услуги инфлюенсера. При этом он должен иметь:
- подходящую целевую аудиторию
- инфлюенсеру должны доверять
- его позиционирование должно сочетаться с ценностями того товара или компании, о которых он пишет
- он должен быть экспертом в этом деле
Я с трудом воспринимаю рекламу банковских карт или услуг банка, которые предлагают известные артисты. Всегда хочется их спросить, — «А вы сами пользуетесь этой услугой или картой?». И даже если они и пользуются этим, то стоит принять тот факт, что они за это получают какую-то выгоду, что они не делают это просто так.
Да, лучше относятся к тем инфлюенсерам, которые сохранили свою независимость, то есть имеют свое собственное мнение. Например, отзывы на ОЗОНе пишут обычные люди, которые часто пишут и положительные, и отрицательные стороны товара. И те, кто читает отзывы может объективно оценить товар.
Какие бывают типы инфлюенсеров
Часто ценится мнение и микроинфлюенсеров, тех кто является узким специалистов в своей области и имеет небольшой круг подписчиков. Микроинфлюенсеры чаще всего отвечают на вопросы от потребителей.
Компании очень избирательно относятся к выбору инфлюенсера. Они смотрят его аудиторию, регион охвата, доходы и интересы инфлюенсера, возраст читающих и др. параметры.
Иногда инфлюенсер во многом помогает сформировать имидж бренда, именно через него появляется доверие у аудитории. И инфлюенсер здесь является «первым лицом» или зеркалом компании, формируя правильное восприятие бренда. Инфлюенсерами часто становятся сами работники компании, которые знают все о своем продукте и способные честно написать не только о плюсах, но и о минусах товара или услуги.
Инфлюенсер или лидер мнения может писать, снимать видео и быть простым блогером, который пишет свое мнение по разным интересным вещам и о жизни в целом. И собирает он свою аудиторию именно тем, что он имеет свое независимое мнение, он много читает, у него разносторонние интересы, подкрепляет он свое мнение иногда научными изысканиями, а иногда и просто своими выводами и на основе своих наблюдений.
Как правильно выбрать инфлюенсера
Но как найти того инфлюенсера, чьему мнению вы сможете доверять?
Конечно, нужно смотреть чем он занимается, какие его интересы. И если он пишет о кошке, то у него она должна быть. И если он пишет об упражнении «планка», то он должен ее, как минимум, делать. Также и про кулинарные пристрастия пишут те, кто «горит» своей профессией или ему интересна эта тема.
Все инфлюенсеры делятся на:
- блогеров
- селебрити (известные люди, которые продвигают услугу или товар, благодаря своей известности)
Все блогеры имеют разные ниши и площадки, где размещают свой контент. Блогеров можно разделить по нишам, где они «говорят» о своем товаре или услуге:
- бьюти-блогеры (пишут об услугах по красоте или о товарах для красоты лица и тела, может быть еще более узкое деление, например, бьюти-блогеры, которые пишут только об эпиляции)
- тревел-блогеры (путешествия)
- фуд-блогеры (еда, рецепты)
- коучинг-блогеры
- ЗОЖ-блогеры и др
Эти блогеры используют разные площадки для размещения материала в социальных сетях, начиная от YоuTube, Instagram, Facebook, Telegram, VK, OK и др.
На YоuTube все блогеры делятся на обзорщиков, геймеров, пранкеров и ведущие шоу. Обзорщики делают обозрение товара или услуги, и рассказывают об этом. Пранкеры обычно что-то разыгрывают. Ведущие шоу, тоже считаются блогерами.
Амбассадоры, адвокаты и евангелисты
У инфлюенсеров могут быть разные статусы, это зависит от задач, которые они выполняют: амбассадоры, адвокаты и евангелисты. Бывают внешние (приглашенные) и внутренние (работают в самой компании) амбассадоры (посланцы).
Амбассадоры бренда очень лояльны к товару или услуге, но они не являются рекламным лицом, это лидеры мнений. Любая компания растит своих внутренних амбассадоров бренда, всячески обучая и рассказывая о преимуществах товара и услуги, о каких-то уникальных свойствах. Амбассадоры всегда в позитивном ключе представляют бренд и всячески способствуют повышению узнаваемости и росту продаж.
Есть также адвокаты бренда — это специалисты, эксперты, очень хорошие ораторы. Это могут быть довольные и лояльные клиенты, иногда специально приглашаются для этой роли люди, которые знают все тонкости товара или услуги и могут отвечать на самые разные «нападки» от потребителей и защищать данный бренд.
А есть евангелисты бренда — это лояльный пользователь бренда, который может быть как «сарафанное радио», он занимается нетворкингом, помогает и отстаивает интересы бренда. Это, как правило, основатели или создатели продукции или услуги. Они знают его лучше всего и могут ответить на любой вопрос.
Теперь становится понятным, что выбрать инфлюенсера «со стороны» непросто. Необходимо все про него узнать: почитать или посмотреть его контент, проанализировать написанное или увиденное, познакомиться с его аудиторией, ее численностью и составом (можно запросить данные у самого инфлюенсера), посмотреть какие ценности у инфлюенсера, каков стиль общения с аудиторией.
Рынок influencer-маркетинга сейчас активно развивается в России, но еще довольно плохо исследован. Инфлюенсеры очень востребованы, так как максимально сокращают время выбора товара или услуги с помощью своего мнения. Главное, искать инфлюенсера, которому можно доверять!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.