Все средства массовой информации «навязывают» определенное мнение как в отношении стиля, моды, так и в отношении внешности в целом. Это также касается поведения в бизнесе, создание некоего определенного стандарта, на него равняются и ему следуют многие женщины, особенно в деловом мире. Имидж деловой женщины нашей современности очень хорошо представлен во многих журналах. Статья посвящена имиджу деловой женщины «в глянце» на страницах известных журналов.
Содержание
Имидж деловой женщины в глянцевых журналах
Женские журналы, типа «Крестьянки», «Работницы», а потом «Лизы» и «Даши» существовали в основном как «кладезь советов» по готовке, выкройкам и шитью/вязанию, а также как вкусно приготовить еду.
Сейчас очень условно можно весь «глянец» разделить на:
- советы для частной жизни
- советы гламурного направления, где идет разбор модных тенденций, стиля и светскости
Всю жизнь нашего «светского общества» можно посмотреть на страницах «глянца». Она вся проиллюстрирована, там женщины как бизнеса, так и политики. Можно увидеть их дома с изысканным дизайном, где они живут, как отдыхают, какие блюда любят, как поддерживают свои «форму», куда ходят покупать свои «наряды» и украшения.
Обычные женщины всегда могут посмотреть на страницы журналов и понять, что сейчас модно, в чем удобно ходить, достоинства и недостатки бытовой техники, автомобиля, загородной жизни или жизни в городе, спортивные занятия и ЗОЖ.
Складывается представления о том, какие должны быть мужчины, их стереотипы поведения или женщины, загнанные в рамки бизнес-леди и внушающей понятие той «самой настоящей деловой женщины».
Новый имидж современности в женщине, занимающейся бизнесом или политикой, помогает понять молодежи те ориентиры, которые принимаются в обществе и правильно помогают презентовать себя в нем и создавать личный бренд, используют те стандарты, которые лично нам близки и приемлемы в жизни.
Статья помогает понять специфику имиджа деловой женщины в современных глянцевых изданиях, особенности имиджа деловой женщины в рекламе при визуальном восприятии. А вначале немного теории.
Понятие имиджа
Имидж, понятие неоднозначное. Есть много вариантов его классификации и определений. Это связано с тем, что имидж рассматривают в нескольких аспектах — функциональных, структурных, предметных и других.
Р. Шварценберг говорил о том, что «имидж — это совокупность качеств, которые ассоциируются с индивидуальностью. Это образ, который может придать какому-либо явлению свойства, ему чуждые, и тем самым превратить их в главные, основные, которые позволят в корне изменить представления о явлении. Восприятие одного человека другими дает общую картину личности в глазах окружающих».
Хочется привести определение имиджа В.И.Даля, понимавшего под образом – «облик, как совокупность внешних характеристик, благодаря которым лучше просматривается личное достоинство и харизматичность самой личности, а для женщины харизма — это всегда некий личный магнетизм, и он сейчас очень важен для делового имиджа».
Когда идет реклама имиджа самодостаточной женщины, то можно обратить внимание на то, что упор делается в основном на положительных качествах, их как-бы преподносят в «расширенном» варианте.
Структура имиджа сложная и разносторонняя. Для того чтобы разобраться в этом понятии, необходимо разбить эти характеристики на блоки.
Основа имиджа – это внешняя и внутренняя направленность личности
Внешняя направленность подразделяется на:
- Достижение четких результатов, которые были запланированы
- Внешний вид, включая поведение и построение коммуникаций с другими людьми
- Завоевание и признание этого авторитета
Внутренняя же ориентация личности говорит о тех способностях личности, которые однозначно приведут к поставленным целям:
- Эмоциональный интеллект
- Интеллектуальные способности
- Сила воли
Функции имиджа
Имидж включает в себя пять основных коммуникативных функций:
- Упростить для общественности восприятие информации о личности.
- Дать режим наибольшего положительного восприятия личности. Это происходит при проецировании на аудиторию тех его характеристик, которые предпочтительны в конкретной среде.
- Привлечение «нужного» окружения.
- Акцент на личностных и профессиональных качествах
- Повышение самооценки и значимости в глазах окружающих
Выделяют также номинативную, адресную и эстетическую функции имиджа в деловом мире. Номинативная функция предполагает, что человек отстаивает себя как личность в среде других людей, показывает свои отличительные черты и достоинства.
Эстетическая функция предполагает, что человек в бизнесе должен производить впечатление на публику. Особенно если это имидж деловой женщины: облик в целом и внешняя привлекательность.
А вот адресная функция всегда предполагает правильность выбора своего имиджа, в соответствии с теми запросами, куда вы идете или где это необходимо.
Однако, в современном мире создано много разных рекламных образов, но стоит принять тот факт, что в данном случае имидж деловой женщины выступает как товар.
Архетипы женских образов во все времена
Все женские образы в рекламе играют ключевую роль, поскольку внешний вид всегда стоял на первом месте, и он нес определенную информацию о его хозяине.
Например, женщина в деловом мире не может быть без определенного вида маникюра. И это отнюдь, не ногти ярко-красного цвета, это сдержанные тона пастельного приглушенного цвета, либо полное отсутствие цвета. Это считается эстетически правильным рекламным образом.
Во всех общественных формациях женскую красоту признавали и ценили, пользуясь разнообразными эстетическими критериями. В европейской культуре установилась, по выражению Ж. Липовецкого, настоящая «эстетическая иерархия гендеров», в которой женскому полу отводилось самое высокое место. Эстетическое почитание женщины утвердилось как основополагающее в разные эпохи по-разному, но более всего в эпоху Возрождения.
Архетип «возвышенного отношения» или упрощенный, что более приемлемо в нашей культуре. До конца XIX века приверженность к возвышенному отношению, некое обожествление к прекрасному полу протекало в узких социальных рамках. Воспевание божественной красоты женщины в произведениях искусства носило элитарный характер, не выходило за пределы определенного круга, а это богатые и очень образованные люди.
В советские времена выходили такие периодические издания, как «Работница и Крестьянка», которые навязывали упрощенный образ женской красоты, с приземленными понятиями как приготовить, одеться, кого-то вылечить и как что-то посадить.
В ХХ веке и в начале ХХI века женская красота практически стала достоянием массовой культуры. Реклама, кинематограф, пресса с использованием женских образов, фотография, сделали массовыми нормы и идеальные образы представительниц женского пола, заполнили ими повседневность практически во всех сферах жизни, в том числе и уличная реклама, реклама магазинов для всеобщего обозрения. И образ женщины приобрел совсем новые качества, присущие имиджу с деловыми направленностями.
Также происходит и с имиджем деловой женщины, рекламу которой и выполняет глянец. Самый наглядный пример этому фильм Андрона Кончаловского «Глянец», с известными словами: «умные люди не читают «Глянец», они его издают и рекламируют».
Женские архетипы в рекламно-информационных изданиях
Реклама — это коммерческая коммуникация, и ее главная цель в современном мире «продать». К рекламе относятся иногда с недоверием, но она является прогрессивным двигателем в сознании человека и оставляет определенный след, а главное выполняет часто свою роль «продавать».
Успех любой рекламы складывается из того, как просто и доступно подается и воспринимается информация, какие эмоции вызывает у читающего.
Поэтому и используются разные архетипы, для достижения поставленной цели. Всегда только есть одна сложность, это то, какие потребности у читающего и какие у него самого ценности. А с возрастом еще и происходит небольшие изменения в этом плане и идет переоценка ценностей. Виной всему этому являются наши базовые архетипы.
Базовые архетипы у каждого свои. Архетипы существуют в подсознании каждого человека, это своего рода фильтры, которые основаны на наших сильных и слабых сторонах. Они и помогают нам оценивать входящую информацию.
Например, кто-то подсознательно не принимает красный цвет. Этот цвет сам по себе достаточно активный, яркий. А тут еще и в нашем подсознании возникает какой-то образ с ним связанный. И все, реклама красного цвета нами не воспринимается или воспринимается как отрицательная.
Часто в это понятие входят и наши привычки, финансовая составляющая, образ жизни, работа и т.д. Архетипы помогают нам обрабатывать любую входящую информацию и правильно принимать решения.
Архетип используется человеком для созидания или для разрушения, особенно в случае хронической неудовлетворенности «важной» потребности человека.
Реклама воспринимается индивидуально каждым человеком. Реклама всегда вызывает у нас эмоции, связаны они с нашими архетипами. Поэтому рекламу и формируют на основе общего стереотипа восприятия, используя для этого специальные приемы.
В имиджевой рекламе это получается наиболее удачно. Существует разделение также на архетипы мужские и женские.
Архетип «мужского и женского начала»
Эти архетипы интересны, так как в деловом мире без них никак не обойтись. И они совершенно разные. Символы этих архетипов широко используются, иногда бессознательно, в искусстве, в политике и в бизнесе.
Основные ключи мужского архетипа:
- Напор и направленное движение
- вертикаль и вверх
- нацеленность на результат
- активность, напор, прорыв, скорость
- рост, движение и сила
- разрушение границ
- чёткая, ясная понятная форма и точность восприятия
- сильный образ
И изображают эти символически через четкие границы, вытянутые вверх башни, яркие контрастные цвета с четкими границами.
Основные ключи женского архетипа:
- принятие, спокойствие, текучее состояние
- защита, надежность и комфорт
- легкость, мягкость
- округлость, расплывчатые границы восприятия
- неоформленные линий
- размазанные, иногда сложно смешанные цвета
Архетип женщины можно определить как программу, заложенную в ней ее родовыми корнями издавна, и включающую ее основную жизненную позицию, ее приоритеты в жизни, то, как она воспринимает современную картинку мира.
Существует распространенное деление архетипа женщины на мифические образы по К.Юнгу
Карл Юнг дал понимание архетипа женщины и разделение на типы с мифическими основами и со светлыми и темными сторонами, поделив их на: принцессу, амазонку, музу и ведьму.
Охотница по светлой стороне и амазонка по темной стороне – это тот тип женщин, которые в большей степени подходят под описание деловых женщин.
Образ женщины в рекламе ВСЕГДА используемый и прибыльный, потом что основная цель рекламы «продавать» товар. А женщины часто сами и выступают покупательницами этой продукции, либо покупают ВСЕ и ДЛЯ ВСЕХ. Потом в рекламе идут дети, животные и заключительным образом следует мужчина.
Читайте продолжение в следующей статье...
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.