Креативность, творческое мышление, новые идеи и многовариантность … это то, что вы можете «фантазировать» и придумывать разные пути в ответ на решение какой-то задачи или проблемы.

Например, всегда казалось, что приготовить обычный борщ может любой! Да, так и есть! Но вот приготовить «с интересом», добавить какую-то «изюминку», вот как Юлия Высоцкая… это могут немногие. Статья про дивергентное (творческое) мышление!

Что такое конвергентное и дивергентное мышление?

Два и три высших образования, множество курсов – это совсем не главное в профессии, да и в жизни. Главное, скорее то, какие навыки у вас есть. И вот такой навык как «дивергентное мышление» сейчас очень актуален, иначе это называют «творческий нестандартный подход».

Конвергентное мышление – это решение какой-то проблемы с помощью одного пути, это линейное мышление. Одна задача – одно решение. А если решения нет, то это тогда тупик, никак не решается задача. Это скорее следование одной инструкции.

Дивергентное мышление – это многовариантное решение одной и той же задачи. Очень похоже на приложение «яндекс-навигатор», когда в одну и ту же точку можно приехать разными путями. Причем иногда непонятно какой путь лучше, но преимущество этого пути в том, что есть множество вариантов приезда из точки А в точку Б.

конвергентное и дивергентное мышлениеЧтобы понять есть ли у вас способности к дивергентному мышлению, можно пройти тесты от Дж. В. Гетцельса и Ф. В. Джексона. Там предлагается, например, найти как можно больше вариантов применения кирпича, полотенца или веревки.

Тест на дивергентное мышление от Дж.Гилфорда

Способ прохождения теста http://azps.ru/tests/pozn/creativ.html

Этот тест оценивает ваши способности по следующим критериям:

  • Беглость
  • Оригинальность (нестандартность)
  • Гибкость
  • Точность

Рекомендуем лекцию Гилфорд, Дж., «Три стороны интеллекта», прочитанную в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г.

Конвергентное и дивергентное мышление: как определить, в чем отличие и какое из них лучше?

Дивергентное мышление у детей

Этот тип мышления более свойствен детям. Дети более инакомыслящие существа:

  • они умеют фантазировать и придумывать
  • более любопытны и спонтанны
  • более свободно мыслят
  • легко и радостно «воображают»
  • они «свежо» думают и ищут варианты

Взрослым это гораздо труднее дается, если человек этому не учится и у него нет наклонностей к этому типу мышления.

Хотя в наше время на работе очень ценится умение мыслить «не как все». Инновации, изобретательность, творческий подход помогут даже в самых «неприбыльных» проектах и могут перевести этот проект в прибыльный. Такой работник более конкурентоспособный и его охотнее берут в компанию. Он как «зажигалка»!

Например, в профессии фармацевта это очень важный навык «мыслить нестандартно», думать о разных вариантах взаимодействия лекарств, о противопоказаниях, о разновозрастных пациентах и др. и не ошибаться.

Нас учат в институтах стандартному, линейному мышлению, дают формулы, доказательства к ним. Но жизнь гораздо сложнее, и приходится иногда для решения какой-то задачи использовать дивергентное мышление. Нереально сейчас думать, что проблема имеет только одно решение.

Дивергентное мышление ребенкаПоэтому нужно учиться дивергентному мышлению.

Дивергентное мышление и психология

При обучении этому типу мышления очень часто просят найти дополнительные применения совсем обычным предметам. Например, зубная щетка, что можно ею делать, если не только чистить зубы?

  1. Можно что-то чистить, например, труднодоступные места в ванной между плиткой
  2. Мыть ювелирные изделия
  3. Чистить замшевые изделия
  4. Чистить клавиши на компьютере
  5. Можно подкрашивать волосы на голове
  6. Кошке расчесывать усы
  7. Почистить разделочную доску или стереть карандаш на обоях
  8. Почистить под ногтями после работы на дачном участке
  9. Можно почистить кофемашину
  10. Почистить расческу от волос
  11. Можно рисовать зубной щеткой
  12. Почистить фильтр от фена
  13. Пятна на одежде, особенно жирные, мягкие игрушки и жалюзи тоже можно помыть с помощью зубной щетки
  14. Зубная щетка помогает помыть мелкие детали в автомобиле, а кисточка для краски смести пыль с фильтров в салоне автомобиля
  15. Почистить цепь велосипеда тоже можно зубной щеткой
  16. Щеткой можно почистить молодой картофель, и вымыть терку от чеснока

Не выбрасывайте старую зубную щетку! Поначалу будет трудно придумать более одного применения какому-то предмету, но этому стоит учиться. Таким образом вы «раскачиваете» свое мышление и заставляете мозг искать другие пути использования предметов.

В процессе дивергентного мышления участвует и правое, и левое полушария мозга. Когда мы учимся так мыслить, то строим «новые нейронные связи», которые и помогают нам связать вместе не связываемые друг с другом вещи.

Три способа обучения дивергентному мышлению

① Профессиональный коучинг

Обычно, когда человек сталкивается с какой-то задачей, то он перебирает в голове разные варианты решений, используя только свой лучший опыт. А вот за рамками этого опыта есть и другие варианты, о которых он и не слышал. Будут мешать стереотип мышления и внутренние ограничения, например страх неизвестности.

Поэтому лучше всего учиться у профессионального коуча, который быстрее поможет вам «раскачать» свое мышления и найти еще больше вариантов, подойти творчески к вашей проблеме или задаче. Обратите внимание на Евразийскую Школу Технологий Творчества.

② Синектика творческий метод от Уильяма Гордона

Учиться мыслить инновационно можно и методом синектики. Это по сути «мозговой штурм», благодаря которому мы учимся мыслить нестандартно и творчески, чтобы решить свою задачу.

Автор метода Уильям Гордон сотрудничал с компанией по производству чипсов в области изменения упаковки И вот у чипсов Pringles своя, ни на что не похожая упаковка, а чипсы компактно упакованы (сравнение с опавшими листьями) и почти никогда не ломаются.

Сам метод основан на связывании не связываемых вещей и идей. Как в этом примере чипсы и опавшие листья…

③ Методика «SCAMPER» Боба Эберле

Можно научиться дивергентному мышлению и методом «SCAMPER». Этот метод основан на схеме постановки определенных вопросов, которые и дадут ключ к решению вашей проблемы.

Автором этой методики считают Боба Эберле, но усовершенствовал ее американский журналист Алекс Осборн. В слове «SCAMPER» каждая буква обозначает какое-то действие. Например, буква «S»— Substitute (замещение), а буква «A» — Adapt (адаптация).

В пункте «Замещение» нужно найти другое решение проблемы, или заменить часть проблемы. Дается целый цикл вопросов, которые касаются замещения.

  • Как и чем заменить составные части?
  • Как и кем заменить участников проекта?
  • Можно ли изменить название или направление движения, или часть?

В пункте «Адаптация» предлагается изменить решение и заменить его, адаптировать к вашему варианту. И вопросы, соответственно, для помощи в этом даются другие:

  • Есть ли аналоги и на что это может быть похоже?
  • Что можно извлечь из этой ситуации?
  • Могу ли я чужие идеи адаптировать к своей ситуации?

И другие похожие вопросы.

Радость питает ваше воображение

Есть такая концепция от известного психолога Дж. Нины Либерман называется она «Манифест Радости». Оказывается, чтобы креативно мыслить необходимы еще некоторые условия, такие как:

  • Радость
  • Хорошее настроение
  • Оптимизм
  • Хорошие отношения
  • Достаточный отдых
  • Жизнь без стресса и напряжения
  • Не должно быть тревоги
  • Внутреннее благополучие

Одним словом, человек должен быть в гармонии с самим собой, тогда он и генерирует новые идеи и идти он может разными путями, точно зная, что если он даже «упадет, то поднимется легко» и пойдет другим путем! И это все за счет дивергентного мышления… статья вот об этом!